EMM LABS XDS1

Торжество симметрии
1 / 2012

EMM Labs XDS1

 

Канадская фирма EMM Labs, основанная Эдом Мейтнером в конце 90-х годов прошлого века, уже давно радует аудиомир как авторитетной студийной, так и престижной домашней техникой. Для EMM Labs характерна весьма узкая специализация в рамках одного направления.

 

Эта подчеркнутая научно-производственная аскетичность — существенное обстоятельство, указывающее на качество конечной продукции. Тестирование изделий EMM, помимо удовлетворения технического любопытства, приносит и истинное наслаждение при прослушивании музыкальных шедевров в исполнении талантливых мастеров. К сожалению, компоненты EMM Labs — редкие гости на нашем испытательном стенде. Безусловно, главное достижение фирмы в области конвертации музыкального сигнала — совместная работа с Sony и Philips по освоению формата SACD. По сути дела, EMM стала пионером в процессе DSD-конвертации, и сейчас редко какой SACD-релиз делается без использования этой техники. Уровень качества, установленный для студийной техники EMM, по словам ее создателей, полностью сохранен и в линейке бытовой аудиоаппаратуры. Имея достаточный опыт общения со студийным оборудованием, мы интуитивно убедились в этом в процессе изучения XDS1. Однако хочу сделать своеобразный реверанс и напомнить, что на тех, кому музыка не ласкает слух, а «хватает за горло» (И. Стравинский), звучание студийной аппаратуры может не произвести желанного впечатления и не вызвать у них глубоких чувств, столь необходимых меломану. Посмотрим, а вернее,  послушаем,  как это проявится при тестировании нашего гостя.

 

EMM Labs XDS1

 

Внешне модель производит весьма внушительное впечатление. Тяжелый корпус из алюминиевых листов на стальном каркасе защищает от вибраций. На передней панели расположен ЖК-дисплей синего цвета, информацию на котором можно без труда прочитать даже на значительном удалении. Вместе с аппаратом поставляется массивный пульт дистанционного управления, однако нам гораздо интереснее внутренняя начинка проигрывателя. Импульсный блок питания X Power SMPS — новейшей фирменной версии. Он, по мнению создателей, эффективнее обычного линейного источника питания и дает гораздо меньше помех, способных проникать в сигнальные цепи, а также влиять на рабочие функции других элементов схемы.  Транспорт на базе привода Esoteric VOSP (используется вариант с алюминиевым загрузочным лотком) разработан австрийской компанией StreamUnlimited и изготовлен гонконгской компанией ASA.Этот привод быстрее реагирует на команды, чем его предшественники. Проверка на качество считывания показала, что он начинает сбиваться только при выпадении более 3 мм дорожки. За обработку цифрового сигнала (в частности, за его двухкратный апсемплинг, в том числе и к DSD-потоку) отвечает система MDAT нового, уже четвертого поколения. Непосредственно цифроана-логовое преобразование возложено на пару модулей mDAC-1 при участии mCLK-1. Выходные каскады собраны на дискретных элементах. Схемотехника построена на минимально необходимом количестве элементов с целью уменьшения пути прохождения сигнала. Так, например, аппарат имеет всего один каскад усиления после ЦАПа.

 

EMM Labs XDS1

 

О росте качества продукции фирмы свидетельствует и тот факт, что XDS1 избавлен от функции воспроизведения файлов МРЗ, но зато впервые среди проигрывателей этой марки обзавелся цифровыми входами, что позволит задействовать ресурсы его встроенного ЦАПа и подключать внешние цифровые источники сигнала, например компьютер или аудио-сервер. Использование XDS1 в этом качестве открывает новые перспективы — все сигналы, поступающие в его ЦАП с собственного транспорта или с цифровых входов, независимо от их формата и разрешения, проходят двукратный апсемплинг в DSD (ЦАП работает исключительно на этом языке), так что обычный РСМ-сигнал в любом случае облагораживается и становится после конвертации сопоставимым по звучанию с SACD. Для борьбы с вездесущим джиттером при использовании этих входов предназначена система MFAST, существенно снижающая его уровень вплоть до величин, не поддающихся измерениям. Допускается переключение абсолютной фазы сигнала, в том числе с помощью многофункционального дистанционного пульта, Самое ценное, на мой взгляд, свойство модели — то, что схема выходных каскадов полностью балансная, оснащенная выходными гнездами XLR. Но на всякий случай здесь есть также и несимметричные выходы с разъемами типа RCA. Балансные выходы позволяют использовать усилитель полностью симметричного типа, а это, в свою очередь, обеспечивает потенциальную возможность добиться высокого качества воспроизведения, особенно в части музыкальной выразительности. Проигрыватель XDS1 оснащен как цифровыми входами AES/EBU и TosLink, так и цифровыми выходами AES/EBU, EMM Optlink. Благодаря этому, например, продвинутые аудиофилы смогут применить автономные прецизионные ЦАПы, включая и ЦАП самой EMM. Надеюсь, что большинство меломанов вполне устроит аналоговая форма сигнала с симметричных выходов XLR, ибо собственные ресурсы проигрывателя, как показало прослушивание, способны произвести впечатление даже на самых требовательных любителей музыки.

 

EMM Labs XDS1

 

прослушивание

О, здесь моя бессильна лира —Здесь муза требует Шекспира!
(Л. Хазин, «Возвращение Онегина»)

Двустишие полувековой давности внезапно возникло в памяти. Неожиданное своеобразие звучания, вызвавшее у присутствующих вначале серьезные разногласия, а затем общий восторг, поставило передо мною трудную задачу — с помощью слова донести до читателей всю динамику изменения наших впечатлений, увязав их с особенностями воспроизводимых аппаратурой художественных образов музыкальных произведений. Процедуре тестирования предшествовали тщательная предварительная подготовка контрольного тракта, выбор и стыковка его компонентов. Ведущий конструктивный фактор EMM Labs XDS1 — симметрия его схемы и, как необходимое следствие, наличие балансных выходов. В результате пристального анализа параметров сопряжения и реальных возможностей мы остановились на соответствующей модели усилителя. Для межблочной коммутации применялись два балансных кабеля различных изготовителей. Как выяснилось, кабели сильно влияют на характер звучания и система существенно реагирует на их смену. Также была испробована связка проигрывателя с другим усилителем при подключении к его небалансным разъемам RCA. Большое внимание было уделено и подбору музыкального материала.

 

Музыкальный материал

CD 1  Super Test isoMike (Audio79, 2008)
CD 2  Symphonic Music of Howard Hanson. Erich Kunzel / Cincinatti P.O. (Telarc SACD 60649, 2005)
CD 3  Mozart. Sonatas for Piano and Violin. Mitsuko Uchida & Mark Steinberg (Philips 4756200 PSA, 2005)
CD 4  Burmester Audiosysteme Vorfuhrungs CD2
CD 5  Burmester Audiosysteme Vorfuhrungs CD3
CD 6  Stereophile Test CD3 (STPH006-2)
CD 7  Musique Ouverture de l’esprit Invitation Au Voyage Au Reve (Triangle Electroacoustique CD Demonstration 2003-2004) 

 

Нам удалось получить фонограмму супертеста, записанного самым современным методом isoMike в формате SACD. В этой фонограмме полностью отсутствуют различные реверберационные отклики и помехи, свойственные даже престижным студиям. Она обеспечивает настолько прозрачное и в чем-то даже пронзительное звучание, что становятся слышимыми ранее незамеченные малейшие огрехи исполнителей, настройки инструментов и даже погрешности интониров-ки фортепьянного строя. И конечно же, генеральному прослушиванию предшествовал традиционный ритуал предварительной приработки всего контрольного звукового тракта. Нас было четверо — зрелых меломанов с аудиофильскими пристрастиями, «доперестроечным» стажем и семнадцатилетним опытом непрерывного общения с потоком аппаратуры, проходящей через редакцию журнала. Тем не менее мы, пожалуй, впервые столкнулись с такими неожиданными контрастами в характере звучания при коммутации компонентов тракта и смене фонограмм.

Начали мы с обычного небалансного режима. И услышали привычный добротный саунд, вполне приемлемый на всех программах как для меломанов, так и для аудиофилов. Переход на балансное соединение принес заметные положительные изменения — значительно улучшилась атака звука, появилась четкость в басовом регистре. При прослушивании возник удивительный эффект присутствия исполнителей прямо перед нами. Открылась эмоциональная проникновенность вокала — казалось, что певцы поют только для тебя (причем таланты проникают в душу, а посредственность раздражает). Когда слушаешь проигрыватель XDS1, то действительно «моя бессильна лира». Поясню это тривиальной прозой. В балансном режиме музыка сбрасывает оковы, оживает, несется стремительным потоком, интригуя и вовлекая в параллельный поток эмоций. Тембры становятся удивительно естественными, натуральными в подлинном смысле этого слова. Легкость, чистота и полетность звука завораживают. Реализм звучания и эффект присутствия при прослушивании фонограмм захватывает и увлекает. Я здесь не ссылаюсь на конкретные диски, треки и исполнителей, как это нередко встречается в других рецензиях. Когда много ссылок и их аргументации, получается тестирование самого себя с помощью аппаратуры, а не наоборот; поскольку же мы все разные, то это часто вводит в заблуждение. В заключение, после такого потока дифирамбов и рассуждений, поясню эту мысль. Природа наградила человека способностью адаптироваться к самым различным воздействиям на его организм. В начале прошлого века наши предки, привыкшие только к живой музыке, вдруг перешли на граммофон с его механическими помехами, «железным», «рупорным» звучанием и куцым диапазоном частот, ограниченным и сверху и снизу.  Причем, слушая при помощи незатейливой техники механическую грамзапись, получали истинное наслаждение.

Действительно, благодаря адаптации (куда более скорой и практически безо всяких условностей приведшей нас к искомому, на что оказался способен составленный тракт) через какое-то время и мы наслаждались музыкой в полной мере. Мы уделили особое внимание ключевым свойствам EMM Labs XDS1, и, конечно, эти свойства были выявлены с помощью усилителя, о персональных чертах которого будет сказано после специального тестирования. Замечу, что для полной реализации возможностей проигрывателя необходимо тщательно подбирать не только усилитель, но и акустические системы. Они должны быть с малоинерционными излучателями и разделительными фильтрами, сохраняющими низкое ГВЗ (групповое время запаздывания) — не более 5 мс (см. AM № 6 (71) / 2006, стр. 102, и AM № 3 (74)/2007, стр. 128).

 

Вывод

Проигрыватель EMM Labs XDS1— это серьезное достижение и приоритет в области схемотехники, конструкции и технологии изготовления, обеспечившие престижную выразительность звучания, которая возвышает музыкальный талант и подчеркивает компрометирующую бездарность исполнителей. На наш взгляд, качество воспроизведения дисков достигло недосягаемого ранее уровня. Этот проигрыватель способен возглавить лучшие аудиосистемы, стать ориентиром и основой для построения самых бескомпромиссных трактов.