Meitner MA2

В силу памятных традиций
1 / 203

Meitner Audio MA2

 

Meitner Audio — новая торговая марка Эда Мейтнера. В настоящий момент она представлена цифроаналоговым преобразователем МА1 и CD-проигрывателем МА2, которые отличаются друг от друга только тем, что у проигрывателя есть узел для воспроизведения дисков. Именно поэтому МА2, совмещая в себе транспорт и ЦАП, именуется не иначе как Integrated Playback System — благодаря цифровым входам он может стать центром аудиосистемы, включающей компьютер и музыкальный сервер.

 

ИДЕИ

Прежде чем приступить к описанию МА2, хочется остановиться на фигуре знаменитого конструктора. Эд Мейтнер длительное время работал над созданием аппаратуры для звукозаписи и воспроизведения и стоял у истоков создания SACD, принимал активное участие в совершенствовании формата. Основанная им в 1998 году EMM Labs тесно сотрудничала с Sony и Phillips и вскоре представила свою эксклюзивную разработку — первую многоканальную аудиосистему, использующую метод DSD-кодировки. Это быстро повысило статус фирмы. Мейтнер приложил немало усилий для продвижения нового перспективного формата и в потребительской сфере. В наши дни производимые его компанией ЦАПы и АЦП, использующиеся в индустрии звукозаписи, считаются эталонными. Примечательно, что сейчас почти каждая запись SACD выпускается с участием DSD-преобразователей этой марки. Продукция EMM Labs пользуется заслуженным авторитетом в области как профессионального, так и домашнего аудио, причем высочайшее качество, которым характеризуется студийное оборудование, присуще и бытовой аппаратуре, что, естественно, стимулирует наш интерес к ней. В аудиотехнике Meitner Audio воплотились практически все важные принципы, наработки и фирменные технологии EMM Labs, но на менее затратном уровне. Важно заметить, что компания стремилась к тому, чтобы уменьшение расходов сопровождалось минимумом компромиссов. Основную идею, заложенную в Meitner Audio, можно сформулировать так: сохранение достигнутых высоких результатов при снижении стоимости производства, в основном за счет его оптимизации. Итогом такого подхода стало расширение круга почитателей аппаратуры High End, способных себе ее позволить. В поддержку   нового   бренда   запущен отдельный сайт, ссылка на который имеется на основном информационном ресурсе EMM Labs.
Meitner Audio MA2
Впечатления

Проигрыватель собран на стальном шасси и сверху накрывается достаточно тонкой П-образной черненой металлической крышкой, но о самом металле и о материалах, примененных для демпфирования, можно только догадываться — крышка очень «глухая» (слабо отзывается на простукивание), и вместе с тем каких-либо явных мер по предохранению корпуса от резонансов обнаружить не удалось. Так же как и в знаменитом прототипе EMM XDS1, изнутри на верней крышке располагается текстолитовая плата с частым рисунком медными кружками; ее назначение, как можно предположить, заключается в защите от СВЧ-помех. Возможно, секрет отсутствия звона крышки кроется в составе, которым эта «антенна», точнее говоря, «антиантенна» приклеивается. На внушительного вида 5-мм алюминиевой передней панели разместились основные элементы управления, слот загрузки диска и жидкокристаллический дисплей. Яркость индикации регулируется ступенчато на четырех уровнях, а при желании он может быть и вовсе отключен. Что касается выбранного метода загрузки диска — щелевого, то в эксплуатационном плане он не лучше и не хуже традиционного, но от последнего все же было решено отказаться: хотя у аудиокомпонента столь высокого класса было бы естественно видеть недешевый массивный металлический лоток, это противоречило бы принятой компанией общей идее снижения стоимости при сохранении высоких звуковых характеристик. В этой ситуации щелевая загрузка представляет собой изящный выход из возникшей дилеммы — нет необходимости прибегать к излишним затратам и можно обойти ситуацию, когда недорогой пластиковый загрузчик своим присутствием мог бы диссонировать с породистой внешностью аппарата.

 

Meitner Audio MA2

 

Еще одна причина упрощения узла загрузки просматривается в том, что в недалеком будущем актуальность оптических носителей едва ли будет возрастать. Эту мысль косвенно подтверждает и тот факт, что МА2 не воспроизводит диски SACD, но одновременно воспринимает поток с DSD-данными на своем USB-входе (пусть пока и в замаскированном под РСМ виде по спецификации DOP 1.0). Модель отдает дань уважаемой эпохе и вместе с этим нацелена на передовые способы воспроизведения музыкальных данных с высоким разрешением. Однако вернемся к щелевому загрузчику. Среди эргономических особенностей использованного здесь транспорта хочется выделить продуманный алгоритм, в соответствии с которым при остановке воспроизведения аппарат автоматически выдвигает диск, предлагая забрать его. Если же на это предложение не отреагировать сразу, то диск, чтобы не находиться выдвинутым длительное время и не служить сборщиком пыли (которая в итоге может достигнуть оптики), втягивается обратно. Комплектный пульт ДУ, имея презентабельный вид, соответствующий уровню проигрывателя, имеет небольшие габариты; на нем свободно разместились крупные кнопки, предназначенные для управления наиболее часто востребованными функциями цифрового источника.

 

Meitner Audio MA2

 

ВЫЧИСЛЕНИЯ

Есть все основания полагать, что импульсный источник питания, закрытый стальным экраном, аналогичен тому, что стоит в S ACD-проигрывателе EMM XDS1. Вероятно, в обоих случаях применяется синхронизация работы блока с тактовым генератором ЦАПа. Стальными экранами забраны важные части конструкции: виброизолированный от шасси транспорт и расположенный над ним DSP-процессор. В процессоре использована программируемая интегральная схема производства Xilinx (серия Spartan), которая конвертирует все исходные РСМ-сигналы, поступающие с транспорта и цифровых входов, в однобитный DSD с удвоенной частотой дискретизации 5,6 МГц. Фирменный ЦАП разработки Эда Мейтнера mDAC 1 (декодер DSD на RC-цепочках из дискретных элементов) работает исключительно в этом формате. На входе ЦАПа расположен цифровой асинхронный приемник с технологией MFAST — благодаря применяемой в ней буферизации и двойной синхронизации данных он эффективно способствует снижению джиттера и связанных с ним явлений. Три цифровых входа S/PDIF (AES/EBU с разъемом XLR, коаксиальный RCA и оптический TosLink) задействуют гальваническую развязку при помощи миниатюрных трансформаторов  Pulse. Отдельного упоминания заслуживает вход USB, сопрягающийся с приемником ЦАПа посредством преобразователя XMOS, на выходе которого организован интерфейс I2S. Главное преимущество XMOS, наиболее продвинутого USB-конвертера на сегодняшний день, — асинхронный протокол работы. Все цифровые входы воспринимают поток аудиоданных с разрядностью вплоть до 24 бит и частотами дискретизации 44,1, 48, 88,2, 96, 176,4 и 192 кГц.ЦАП полностью симметричный, элементная база та же, что и в XDS-1, но материал самой платы другой. Первое, на что обращаешь внимание, это генератор синхроимпульсов mCLK-1 и индивидуальные для каждого канала модули mDAC-1. Содержимое упомянутых элементов надежно скрывают их алюминиевые корпуса. Усиление аналогового стереосигнала происходит в однокаскадных схемах, выполненных на раздельно расположенных миниатюрных деталях, которые установлены методом SMD-монтажа. Аналоговые выходы представлены симметричными разъемами XLR и несимметричными RCA марки Cardas, причем первые предпочтительнее ввиду того, что основой ЦАПа является балансная схема: было бы неразумно упускать возможность полноценной ее реализации. Оба варианта аналоговых выходов имеют собственные цепи усиления и работают одновременно. Вывод цифрового сигнала с транспорта организован на разъемах XLR, RCA и TosLink. На задней стороне МА2 присутствуют также и сервисные гнезда для обновления ПО и коммутации.

 

Meitner Audio MA2

 

испытания

В ходе прослушиваний проигрыватель МА2 воспринимался как продуманное и законченное решение — транспорт и ЦАП объединены не только общим корпусом. Оба узла гармонично сливаются в единое целое, что нетрудно обнаружить, используя разные варианты подключения с другой техникой. Причем в наших условиях получилось так, что если транспорт, используемый отдельно, часто оказывался в несколько лучшем положении по сравнению с оппонентами, то сольная работа ЦАПа намного превосходила все ожидания, преображая хорошее звучание в очень хорошее и великолепное. По поводу транспорта оговорюсь сразу: то немногое, что выделяет его в лучшую сторону, на деле очень ценно в звуковом, музыкальном отношении, и на этом «немногом» ниже мы остановимся подробнее. А начать хочется с ЦАПа, который для начала был подсоединен к стороннему транспорту. То, что происходит с цифровым сигналом, попадающим на вход МА2, мы уже рассмотрели, теперь настал черед обрисовать ощущения, вызванные этими метаморфозами. Приведу аналогию с изображением, чтобы описать исходное состояние, работу проигрывателя из контрольного тракта. Чрезмерно зернистую картинку можно подправить, замаскировав грубые переходы искусным снижением резкости. При этом утратится часть мелких деталей, на замутненном фоне обозначится вялость, зато в целом такой усредненный вариант будет, пожалуй, выразительнее и в целом предпочтительнее первоначального. Примерно такой тип звучания, в котором угадывался этот умозрительно представляемый компромисс (как будто недоставало ясности и детальности, но уже немного проглядывалась колкая отрывистость), был проанализирован и осознан благодаря появлению в тракте МА2. Что же случилось, когда сторонний транспорт остался в системе, но за дело принялся ЦАП рассматриваемого компонента?

Музыкальный материал

CD 1  Debussy “Images” The Cleveland Orchestra. Pierre Boulez (DG 435 766 2)
CD 2  BB King “Blues On The Bayou” (MCA MCAD II879)
CD 3  Jimi Hendrix “Experience Hendrix” (MCA MCAD 112 387 2)
CD 4  Nazareth “Play’N’The Game” (Castle ESMCD794)
CD 5  Prokofiev “Violin Sonaten – 5 Melodien” G.Kremer / M.Argerich (DG 431 803 2)

В целом оркестровая музыка заиграла рельефнее и воздушнее, вместе с тем уплотнился бас, и низкочастотная опора стала заметно более надежной. Появилась слаженность в оркестре, он начал восприниматься целиком, а не как механическое соединение разрозненных групп исполнителей, по какой-то причине оказавшихся в одно и то же время на сцене. Казалось, МА2 удалось усилить спаянность оркестрового ансамбля. Иными словами, открылась возможность почувствовать и увлечься содержанием общего замысла. Течение музыки, не теряя скорости и энергичности, обрело плавность, при этом увеличилась амплитуда макродинамических подъемов. Звучание рок-композиций сделалось мягче и одновременно прозрачнее. Самым же важным вкладом МА2 в копилку музыкальной образности стало более отчетливое проявление внутреннего пульса. Даже изначально шероховатые фонограммы благодаря МА2 воспринимались как посвежевшие и облагороженные, словно над ними поработал искусный реставратор. Густо записанный бас, сопровождавший блюзы, немного прибавив в количестве, стал более весомым и вместе с тем более собранным, сфокусированным, аккуратным и солидным. А ведь нередко добавление количества баса, как мы знаем, не сопровождается пропорциональным приростом качества. Сравнение выходов XLR и RCA уже на практике подтвердило прежние  догадки:  разница  между  ними обнаруживается без труда — ее расслышит каждый, и не придется напрягать слух, взвешивая детали на точных аптечных весах. Балансный выход лучше реализует возможности МА2, что хорошо проиллюстрировало исполнение камерной музыки, для представления которой огромное значение имеет изысканная нюансировка. Волнующая и быстрая смена настроений увлекала с МА2 куда сильнее аудиофильских изысканий и смакований. Помимо этого, балансный выход позволял лучше оценить звучание проигрывателя целиком. С завершающим подключением к делу дискового звена удивительным образом развеялось смутно осознаваемое прежде чувство недосказанности, тембровые краски в музыкальных полотнах тотчас проступили немного ярче, углубился, стал насыщеннее колорит. Более точное отображение стремительных тремоло струнных свидетельствовало о возросшей детальности. Ее можно было бы отметить и в мягких, но отчетливых переливах кларнета. Не оказались незамеченными улучшения и на других музыкальных примерах — те же блюзы стали, наконец, приносить ощущение озорства и веселья. Анализируя организуемый МА2 поток эмоций, приходишь к заключению, что в комфортном звучании значительно усилилась глубинная экспрессия, энергетика.

контрольный тракт

CD проигрыватель Accuphase DP500
Предварительный усилитель Spectral DMC 30SS II Reference
Моноусилители мощности Spectral DMA 360 Reference
Акустические системы Wilson Audio Sophia 3
Кабели межблочные Spectral MA 330, Shunyata Research ZTron Python Int.
Кабели акустические Spectral MH 770
Кабель цифровой Crystal Cable Digital Standart
Кабели сетевые Crystal Cable Ultra Dream Line
Стойки под аппаратуру SRA (Silent Runnung Audio)

 

вывод

Будучи законным наследником технологий Эда Мейтнера, используемых им в потребительской аудиотехнике EMM, проигрыватель МА2 предоставляет своим слушателям возможность оказаться причастными к наиболее заметным достижениям в области воспроизведения звука. Его встроенный ЦАП, обладая выраженной музыкальностью, открывает интересные перспективы по прослушиванию аудиофайлов высокого разрешения.

meitner ma1

Самый доступный ЦАП с нестандартными технологиями обработки цифровых данных
7 / 2012

 

Meitner Audio MA1

 

Наше знакомство с разработками Эда Мейтнера, начавшееся с SACD-проигрывателей EMM Labs CDSA SE (декабрь 2007 г.) и XDS1 (июнь 2011 г.), оставило неизгладимое впечатление, хотя основные ноу-хау известного инженера касаются не проигрывателей, а ЦАП. В этом деле Мейтнер продвинулся настолько, что полностью отказался от использования в своих изделия серийных чипов. Обработку сигнала в МА1 осуществляет модуль MDAC, а перед преобразованием все РСМ-сигналы конвертируются в однобитный с частотой 5,6448 МГц (вдвое больше, чем у SACD). Для подавления джиттера перед MDAC установлен асинхронный приемник MFAST, который «улавливает» входной сигнал, а затем буферизирует и заново синхронизирует его от тактового генератора MCLCK. В зависимости от частоты входного сигнала генератор работает на двух разных частотах, кратных 44,1 и 48 кГц, а для уменьшения помех управляет даже импульсным блоком питания. Такой подход используют всего одна-две компании в мире, но он вполне оправдан - ведь если вы хотите приготовить особое блюдо, придется использовать и особый рецепт, и специальные ингредиенты. Правда, и чтобы раскрыть способности Meitner МА1, придется приложить особые старания.

 

Способен на большее

При подключении коаксиальным кабелем к транспорту SACD-проигрывателя Esoteric Х-03, Meitner МА1 звучит отлично. Динамичные и масштабные произведения Римского-Корсакова блещут многообразием деталей, масштабом сцены и одновременно какой-то удивительной по меркам цифровых трактов легкостью исполнения. И все же результат может быть лучше. Чтобы понять, как способен звучать МА-1, возьмите классный транспорт с цифровым выходом AES и хороший балансный кабель. Мы использовали PS Audio Perfectwave Transport, который хотя и стоит вдвое дешевле, но за счет системы упреждающего считывания выдает более аккуратную цифровую информацию, чем многие традиционные проигрыватели «непрерывного цикла», и воспроизводит аудиоданные до 24 бит/192 кГц, записанные на DVD-«болванки». В роли кабеля выступил Reference 1С AES/EBU уважаемой нами отечественной марки Tchernov Cable. Жаль, что фирма Meitner оснастила свой ЦАП только одним входом AES, поскольку звучание при таком подключении на голову превосходит остальные. Казалось бы, тот же самый диск, тот же самый цифровой сигнал, но насколько лучше динамика, объемнее, глубже, прозрачнее сцена, сильнее ощущение присутствия. Инструменты в «Шехерезаде» звучат более ярко, индивидуально, с большим количеством тембровых красок, но с увеличением количества информации не уменьшается и цельность исполнения, произведение кажется более логичным и ясным.

Поладить с ПК

USB-разъемом в ЦАП сегодня не удивить, но к его присутствию в аппарате такой стоимости относишься с подозрением — может ли эта развивающаяся технология обеспечить качество, хотя бы близкое к тому, что наблюдается со специализированным транспортом. Формально для этого имеются все условия: асинхронный приемник XMOS, вывод звука через ASIO, минуя средства операционной системы. Но, прослушав аппарат с PC и Мае, мы пришли к выводу, что такой уровень звучания впору ЦАП стоимостью $2000, но не МА1. По всей видимости, виноваты помехи, транслируемые с ПК по USB-кабелю, по крайней мере, если в разрыв между МА1 и ПК включить преобразователь USB-SPDIF Musical Fidelity V-Linkl92 ($405), можно добиться весьма впечатляющих результатов. Более того, при правильной настройке программного плеера, регулировки на слух размера буфера, качество звучания лишь немногим уступает тому, что получается с Perfectwave Transport. И все же в USB есть свой смысл. Дело в том, что именно по этому интерфейсу МА1 способен декодировать файлы в формате DSD, который обеспечивает столь высокое звучание дисков SACD. В Интернете музыки в таком формате в отличие от РСМ 24/96 немного, и далеко не все программные плееры умеют ее воспроизводить, но звучание стоит того, к тому же фирмы, которые пишут музыку в DSD, более щепетильно подходят к самому процессу записи. Мы прослушали несколько альбомов на Мае при помощи программного проигрывателя Audirvana и пришли к выводу, что музыка звучит очень близко к аналогу, живо и цельно, в особенности это касается струнных инструментов.

 

ЗА

Потрясающее звучание при подключении по AES; возможность слушать DSD

ПРОТИВ

Нет регулятора громкости; от USB мы ожидали большего

ВЕРДИКТ

Рекомендуем технически продвинутым меломанам, при правильном подключении к транспорту или ПК этот ЦАП способен стать практически безупречным музыкальным источником