ALEXANDRIA XLF

 

В семействе Alexandria — пополнение: к нему присоединилась модель Alexandria XLF. Она представляет собой не замену Series 2, а ее «единокровную сестру», гораздо более амбициозную. Узнаваемый форм-фактор, свойственный «Александриям», сохранен, однако новая модель более крупная, с увеличенным на 14% отсеком для низкочастотного динамика. Корпус отличается более толстыми стенками и дополнительными ребрами жесткости, что обеспечивает еще большую нейтральность акустического оформления. Применена уникальная технология пассивного управления басом. В Alexandria XLF впервые применён новый ВЧ излучатель собственной разработки Convergent Synergy (точечный излучатель), новый кроссовер, а также большое количество абсолютно новых деталей, тщательно отобранных в ходе кропотливого прослушивания. С тех самых времен, когда молодой Дэйв Уилсон только приступил к конструированию динамиков в своем гараже, и по сей день он руководствуется одним  стремлением: придать звучанию воспроизводимой музыки максимально возможную правдоподобность. Он прекрасно отдает себе отчет в том, что его мечту ограничивают разнообразные факторы реальной жизни, такие как актуальные в данный момент технологии производства динамиков, материал корпуса и законы физики, — однако, несмотря на это, его главная цель остается неизменной.


Компания Wilson Audio всегда отвергала расхожее в рекламном деле понятие «чувственно ощущаемой ценности». Наша единственная мера ценности — ценность внутренняя, объективная, безусловно, присущая каждому нашему изделию «по праву рождения». В условиях рынка, переполненного акустическими системами стоимостью более 100 тысяч долларов, как иначе сможет взыскательный аудиофил отличить подлинное сокровище от стандартной продукции, «упакованной» в яркую обертку эксклюзивности и высокой цены? Если при создании АС основной целью является воспроизведение звука максимально приближенного к звучанию «живых» инструментов, то логика подсказывает:  на определенном этапе разработчику необходимо послушать свое творение, чтобы понять, насколько похоже (или же непохоже) оно звучит по сравнению со звучанием настоящего музыкального инструмента. Некоторые разработчики утверждают, что судить о степени удачности новой модели, опираясь на впечатления от прослушивания, — подход субъективный и ненаучный. По их мнению, только привлечение «правильных» теорий или же определенные измерения, проведенные со всей тщательностью, помогут действительно приблизиться к идеалу. Тем не менее, история High-End аудио изобилует примерами электронных компонентов и динамиков, которые показывали себя наилучшим образом на испытательном стенде — и при этом оказывались неспособными обеспечить правдоподобное звучание, даже на взгляд обычного, «среднестатистического» слушателя.
Им не хватало того «ощущения реальности», которое сложно описать словами и которое  мгновенно рассеивает недоверие к изделию.

 



Относительно использования собственных ушей в качестве вспомогательного инструмента при проектировании Дэйв занимает категоричную позицию. Это объясняется тем, что огрехи в передаче «живого» звучания весьма сложно измерить с помощью приборов, но очень легко заметить даже неискушенному слушателю.А уж если прослушивание проводит человек опытный и с тренированным слухом — то польза в результате окажется гораздо большей. Ежегодно Дэйв совершает «паломничество» в крупнейшие концертные залы Европы — в частности, в венский Musikverein: как он выражается, для того, чтобы «заново откалибровать уши». «Живое», концертное исполнение классической музыки для Дэйва — не только дань личным музыкальным пристрастиям: это квинтэссенция его слушательского опыта. Помимо сложного взаимодействия тональных и гармонических переливов и широких динамических границ — этих типичных свойств оркестрового исполнения, —  классические произведения, звучащие в концертном зале, подобном Musikverein, приобретают дополнительное качество: они «вбирают» в себя атмосферу и дух этого зала. Благодаря счастливой случайности или же осознанным расчетам архитектора, строителям данного концертного зала удалось создать пространство, которое «оживляет» звучание музыкальных инструментов и придает им совершенно необычайное очарование.


Wilson Audio Alexandria XLF

Дэйв провел много времени, анализируя акустические особенности зала Musikverein. Он пришел к выводу, что на отличительные черты звукового «почерка» этого зала в значительной степени влияет тот отрезок времени, который разделяет начальный звук оркестра — и его первые отражения, появляющиеся в зале. Затем Дэйв приступил к разработке нового СЧ-излучателя, способного оперировать столь тонкими временными сущностями. Результатом данных изысканий стал СЧ-динамик Wilson, впервые примененный в АС Alexandria Series 2. С тех пор его модифицированная версия используется во всех напольных акустических системах Wilson. Независимо от жанра воспроизводимой музыки, этот СЧ-динамик способен обнажить новые слои тончайших подробностей, которые для слушателей как раз и являются признаками «живой» музыки. Это непосредственный результат тщательных научных исследований и экспериментов, подкрепленных кропотливым сравнительным прослушиванием. Многолетний опыт разработки акустических систем научил Дэйва Уилсона, что в этом деле не бывает несущественных деталей, которые недостойны изучения. Например, степень скручивания жил кабеля во внутренней проводке. Или металлургические свойства радиаторов резистора, так как вихревые токи в месте крепления могут порождать подобные токи в соседних резисторах. Дэйв тщательно проверил конденсаторы и катушки индуктивности, даже припой, используемый для соединения всех этих компонентов. После таких испытаний он внимательно прислушивается к каждому элементу, обеспечивая необходимый в таких случаях контроль и повторяемость условий.


Разработка ВЧ динамика Convergent Synergy

Еще в самом начале своей карьеры, Дэйв был озадачен следующим вопросом: почему акустические системы не звучат так же естественно и точно, подобно «живой», не подвергнутой усилению музыке?  Модель Alexandria XLF — это проект, на сегодняшний день максимально свободный от ограничений в правильном воспроизведении. Он призван свести на нет разницу между «живым» и воспроизводимым звуком. Несмотря на тот очевидный факт, что в конечном итоге акустические системы оцениваются согласно тому, как они звучат, многие разработчики инстинктивно сводят ценность прослушивания исключительно к его объективной роли как инструмента конструирования. Получается, что в таком случае создатели колонок отказываются от проверенного практикой научного подхода. Технология изготовления твитеров активно развивалась на протяжении первого десятилетия нового века; появлялись оригинальные идеи, в ход шли экзотические материалы — такие, как алмаз и бериллий. Сторонники подобных решений расхваливали ультраширокий диапазон частот, верхняя граница которого в отдельных случаях превышала 50 кГц. Техническое обоснование такого подхода заключалось в том, что расширение резонансной частоты твитера далеко за пределы слышимого диапазона частот позволит добиться большей линейности в пределах слышимых частот. Несколько лет назад Дэйв Уилсон со своей командой инженеров начал процесс тестирования и оценки новых акустических разработок, появляющихся на рынке. Чтобы соответствовать требованиям созданного им среднечастотника, ставшего образцом нового стандарта, Уилсон модернизировал  фирменный титановый твитер, с успехом понизив уровень высокочастотного шума. Это было достигнуто, прежде всего, за счет усиления контроля над отражениями обратной волны. В то же время началась работа над совершенно новым проектом, что означало горячее стремление инженеров найти заветный путь, который привел бы к технологиям, способным в будущем укрепить «духовное родство» систем Дэйва и «живых» концертов. Тестирование сразу же показало, что способность твитеров воспроизводить частоты вплоть до 50 кГц часто достигалась за счет снижения массы динамиков. Это, в свою очередь, накладывало, по меньшей мере, два существенных ограничения на их характеристики. Во-первых, таким твитерам не удалось достичь уровня динамической контрастности, которая требовалась акустическим системам от Wilson. Во-вторых, они не могли звучать достаточно низко, чтобы пересечь отметку в 1,2 кГц, необходимую для СЧ-динамика Wilson. Что самое интересное — ни одна из этих новых экзотических конструкций не могла сравниться с уже существующим титановым куполом Wilson по динамической контрастности и гармонической выразительности.




Разочарование Дэйва в стандартных образцах, представленных в продаже, привело к решению создать собственный ВЧ динамик. Результатом явился твитер Convergent Synergy. Он унаследовал все сильные стороны уже существующего фирменного динамика: впечатляющую динамическую контрастность, гармоническую выразительность, исключительную коммутируемая мощность и низкий уровень искажений. Твитер Convergent Synergy имеет гораздо более плоскую АЧХ и образцовые характеристики внеосевого рассеяния. Обладая несколько меньшей подвижной массой, он расширяет диапазон воспроизводимых частот до 33 кГц. Как следует из названия, данные качества совмещаются с преимуществами ультра-широкополосной конструкции — при этом ее акустические и технические недостатки оставлены «за бортом».  Данный твитер является в высшей степени подходящим «компаньоном» для СЧ-динамика Wilson, т. к. они взаимно усиливают свои лучшие качества. Дэйв так высказался о проекте Alexandria XLF: «Если и суждено было случиться какому-нибудь усовершенствованию, то оно должно было произойти безо всяких компромиссов в любой области характеристик». Твитер Convergent Synergy представляет собой реальное подтверждение этого высказывания, а также важную веху на пути XLF к акустическому идеалу.

Система фазоинвертора Cross Load Firing Port System


Легко добиться плоской АЧХ в безэховой камере. Но в реальном мире звучание акустических систем очень сильно зависит от помещения, в котором они находятся. Нелинейные искажения низкочастотной составляющей, обусловленные особенностями комнаты, — проблема, вызвавшая к жизни много решений. Одним из наиболее распространенных решений является активная эквализация, часто проводимая в цифровой части. Недостатком является то, что введение электронного эквалайзера в звуковой сигнал порождает пагубные последствия в остальной части частотного диапазона. Компания Wilson Audio всегда исповедовала пуристский подход к управлению низкочастотными сигналами, сосредоточив внимание на проектах, которые по определению звучат достойно в самых разнообразных помещениях. В большинстве случаев, верное и грамотно выполненное размещение акустических систем в комнате, которое осуществляется специально обученными продавцами и установщиками, оказалось самым успешным и эффективным способом преодоления эффекта окрашивания, обусловленного свойствами помещения. По всему миру в активном использовании находятся более 500 «Александрий», и Дэйв заметил, что в некоторых типах помещений Alexandria X-2 может звучать легковесно в области нижнего баса. Часто это проявляется в помещениях с большим количеством стекла, а также там, где место прослушивания располагается близко к центру комнаты (именно там находится естественная зона «нуля» для низкочастотных звуковых волн). Для борьбы с этим артефактом Дэйв приготовил эффективное средство — Cross Load Firing Port (система перенаправленного фазоинвертора). Идея проста и в то же время элегантна, в настоящее время рассматривается заявка на патент. Система перенаправленного фазоинвертора позволяет пользователю выбирать наиболее подходящую конфигурацию порта: его активация с фронта или с тыла. На передней панели XLF, под НЧ динамиками, расположена оригинальная пластина из матового алюминия с логотипом Alexandria XLF. В тех помещениях, где активация тыла может привести к перегрузке баса, проблему легко решить простым удалением этой пластины и разъема порта, переставив местами соответствующие элементы на тыл и присоединив накладку низкой турбулентности к фронту, а затем переместив выход порта на переднюю панель АС.

Инженерная задача

Сохранив безошибочно узнаваемые форму и очертания акустических систем  Alexandria Series 2, новые XLF, тем не менее, отличаются определенными особенностями архитектуры, которые позволяют им наиболее полно раскрыть новую технологию. Для воплощения в жизнь идеи Cross Load Firing Port, которая стала отличительной чертой акустических систем XLF, потребовалось увеличить объем отделения для НЧ-динамика — на 14% по сравнению с Series 2. Увеличенный объем позволил разработчикам тщательно сформировать АЧХ в области нижних частот, сделав ее еще более линейной и «дружелюбной» к индивидуальным свойствам помещения. Используя новейшие технологии анализа, инженеры Wilson Audio переработали НЧ-кабинет, сделав стенки корпуса более толстыми и модернизировав геометрию внутренних ребер жесткости. Влияние корпуса на воспроизведение баса в системе Alexandria X-2 чрезвычайно низкое, но новая XLF еще более нейтральна. Компания Wilson Audio имеет давнюю традицию: успешные решения, примененные в одной модели, в последствии задействовать в остальных.

Wilson Audio Alexandria XLF

S-материал, впервые использованный в Sasha W/P, пришедших на смену почтенным WATT/Puppy, представляет собой очень жесткий, обладающий солидными демпфирующими свойствами композит на эпоксидной основе. Он был специально разработан для того, чтобы придать красоту среднечастотному диапазону и получить ультранизкий резонанс. В сочетании с X-материалом S-материал снижает уровень искажений и окрашивания в среднем диапазоне частот — как измеренный, так и воспринимаемый на слух. Без сомнения, Alexandria XLF является наиболее сложной моделью АС из всех, когда-либо созданных фирмой Wilson Audio. По словам инженера-механика Блейка Шмутца, станку ЧПУ, на котором фрезеруются детали для XLF, требуется целая рабочая неделя для изготовления только одной АС. Но поскольку Дэйв Уилсон является идеалистом, размеры, вес и сложность производства не имеют для него особого значения, когда задача состоит в том, чтобы сделать акустическую систему, которая превзошла бы Alexandria Series 2 по каждому из значимых критериев — и сделала бы слушателя на шаг ближе к восторгу от «живого» музыкального события.

Дэйв — идеалист, но он также является и дисциплинированным сторонником эмпирического подхода. Идеалистическая сторона его личности утверждает, что ни одна деталь не является чересчур мелкой для тщательного анализа. В то же время Дэйв-эмпирик знает, что слишком легко соблазниться перспективами уже достигнутых технологических успехов. Посмотрите сами, как эти две ключевые характеристики проявили себя в новых флагманских акустических системах Уилсона.


 


 

СПЕЦИФИКАЦИЯ

 

Тип НЧ оформления: XLF порт, спереди или сзади
Материал НЧ корпуса: X-Material
НЧ динамик: один 381 мм и один 330 мм 
Материал НЧ динамика: бумажный
Тип СЧ оформления: порт фазоинвертора сзади
Материал СЧ корпуса: X-Material и S-Material
СЧ динамик: два 178 мм
Материал СЧ динамика: композитный бумажно-целлюлозный

Тип ВЧ оформления: закрытый корпус
Материал ВЧ корпуса: X-Material
ВЧ динамик тыловой: один 25 мм
Материал ВЧ динамика: шелк
Импеданс: 4 Ом, минимум 3,2 Ом на частоте 1 кГц
Чувствительность: 93,5 дБ @ 1 Вт (2,83В @ 1м @ 1 кГц)
Частотный диапазон: +/- 3 дБ 19.5 Гц - 33 кГц
Минимальная мощность усилителя: 7 Вт

Высота: 1785 мм
Ширина: 504 мм
Глубина: 708 мм
Вес: каждой 297 кг
Вес в упаковке всей системы: 886 кг