Есть устоявшееся мнение, что соединительные кабели в тракте не должны вносить изменений в сигнал и оказывать на него влияние. Другое дело, что буквально все и вносят, и оказывают. Даже самый незатейливый образец обладает определенными звуковыми свойствами. Загадка этого явления состоит в том, что на слух зачастую без особых усилий действительно улавливается разница, а разгадка — отчасти в том, что любой кабель свои лучшие свойства проявляет лишь в очень узком участке диапазона. |
Выигрышное сочетание
Насколько бы применительно к кабелям это ни выглядело невероятно на первый взгляд, но речь пойдет о звуковом диапазоне и его узких участках. В 1992 году компания Music Interface Technologies, проведя ряд обширных исследований, объявила о разработке программы для тестирования и измерения, которая позволила выявить взаимосвязь между музыкальными особенностями кабелей и теми их важными техническими характеристиками, которые наконец-то удалось измерить. Проприетарное программное обеспечение «Efficiency Scale», разработанное MIT совместно с Hewlett-Packard, позволило фиксировать величину именно тех факторов, которые влияют на эффективность пропускания музыкального сигнала. В MIT сумели свести результаты сложных исследований в единую диаграмму, описывающую измеряемые эксплуатационные свойства и соотносящую их с тем, что слышит ухо. |
Выяснилось, что у каждого кабеля в пределах звукового диапазона есть позиция, где соотношение емкостного и индуктивного сопротивления получается наиболее выигрышным. Позиция максимальной эффективности получила название «полюс артикуляции» — там, где лучше передается энергия, там и более естественным получается звучание. Оптимальная характеристика лежит в достаточно узком диапазоне, и полюс артикуляции если и не представляет собой своего рода пик в полном понимании, то в любом случае покрывает лишь некоторую область. Отсюда и разница в звучании, ведь в разных кабелях этот полюс может оказаться в разных участках шкалы звуковых частот. Чтобы охватить хотя бы три диапазона, стремясь к тому, чтобы сделать звучание естественным и ясным во всей полосе, нужно взять три различающихся нужным образом кабеля. |
Много кабелей в одном
Выход из этого положения нашелся там, где, в общем-то, никто больше и не искал — ведь для того, чтобы найти способы решения проблемы, ее нужно было обнаружить и осознать. Ответом на вопрос как увеличить количество полюсов артикуляции в одной линии стало появление технологии Multipole, применяемой теперь во всей продукции MIT. Ее суть состоит в том, что с помощью пассивных согласующих цепей добавляются дополнительные полюса артикуляции, причем эти цепи подключаются параллельно с нагрузкой и являются хоть и весомым, но все же дополнением к основным свойствам кабеля, а не препятствием об которое неизбежно спотыкался бы сигнал в случае последовательного прибавления новых элементов. В настоящее время выпускается три серии: высокопроизводительную первую продолжает аудиофильская вторая и завершает ряд эталонная третья; в каждой серии представлено по три модели. Настоятельно рекомендуется использовать межблочные и акустические кабели из одной категории. Все модели легко различить между собой благодаря номерам, указывающим на количество полюсов артикуляции. Где этот номер выше, там и кабель более совершенный. При этом на акустических кабелях полюсов всегда больше — по мнению производителя, именно эти сигналы передавать сложнее. В кабелях MIT начального уровня сделано все, чтобы повысить разборчивость в наиболее информативных средних октавах. Далее, двигаясь по модельному ряду вверх, можно обнаружить прибавление отчетливости и в других областях, в частности на басах. В наиболее совершенных соединителях появляются полюса артикуляции, отвечающие за то, что «между нот» и призвуки, которые некратны обертонам. Ведь у любого инструмента есть естественная окраска, состоящая из звуков, не укладывающихся точно в теоретически стройный спектр, которые и придают ему индивидуальность; ее трудно рассчитать математически, но легко услышать. В этих же кабелях предусмотрено наибольшее количество регулировок. Например, есть возможность индивидуально влиять на разрешающую способность в разных участках звукового диапазона, подстраивая звучание на слух. Сразу оговоримся, что это сугубо оперативная, а не долговременная инсталляционная регулировка. В первую очередь она предназначена для легкой коррекции не всегда благотворных особенностей конкретных записей. Но в любом случае получается, что это уже не просто средство для соединения компонентов между собой, а некое эталонное аудиоустройство, податливое к настройкам. |
Незначительные изменения, которые открывают эти настройки, находят большее применение в профессиональной сфере, нежели в потребительской. Поэтому и наиболее высокий спрос на эталонную линейку как раз у специалистов. Причина на виду — столь тонкие нюансы можно почувствовать в полной мере лишь на профессиональных аудиотрактах с выдающейся разрешающей способностью и с баснословной стоимостью, которые предназначены больше для работы и манипуляций со звуком, чем для прослушиваний в свое удовольствие. Еще до начала создания Music Interface Technologies в 1984 году и по сей день, ее основатель Брюс Бриссон (Bruce Brisson) помимо своих нужд успевает разрабатывать новые технологии и для других компаний, а сама продукция MIT широко используется во всемирно известных студиях звукозаписи и в звукомонтажных мастерских крупных киностудий. SL Matrix занимает промежуточное положение, а тестируемые кабели, межблочные 26 XLR и акустические 39, разработанные в виде единой системы, открывают эту серию. |
Золотая середина
Серия SL Matrix, ориентированная на искушенного потребителя, примечательна тем, что в ней реализован двухгодичный проект по миниатюризации. И действительно — элементы, ответственные за дополнительные полюса артикуляции и согласование с подключенными компонентами аудиосистемы, размещаются теперь в малоприметных коробочках на кабеле (полимерных, а не металлических — чтобы избежать возможных влияний от магнитострикции), а также внутри соединительных разъемов. Нельзя сказать определенно какая именно часть конструкции влияет на артикуляцию, а какая на согласование, но то что схема разнесена — факт. Еще одно наблюдение: продающиеся отдельно XLR- и RCA-разъемы, не различаясь на входные и выходные, явно содержат одинаковые схемы. Следовательно, то же самое можно сказать и о разъемах с противоположных сторон на готовом кабеле. Выше шла речь о межблочных соединителях, что же касается акустических, то их согласующие цепи, спрятанные в миниатюрных боксах вблизи концов провода, описываются производителем как схемы, препятствующие переотражению энергии от источника к нагрузке и наоборот. Судя по всему, имеется в виду согласование волнового сопротивления. Представители MIT на своих презентациях любят повторять эффектный прием, используя схему согласования, которая изменяет свойства обычного сетевого кабеля, что включается в качестве акустического. К восторгу аудитории звучание заметно улучшается. Во всех случаях в корректирующих цепях используются многослойные печатные платы и SMD-компоненты. Выигрыш от этой миниатюризации не только в снижении габаритов, но и в том, что необходимые характеристики волновых проявлений электромагнитных сигналов можно прогнозировать и использовать их во благо, применив точно рассчитанный печатный монтаж, подобно тому, как рассчитывается каждый миллиметр на плате в высокочастотной радиоэлектронике. |
Результаты соединений
Связка 26/39 обладает более чем достаточным количеством полюсов артикуляции, при этом не предусматривает средств для регулировок. Размышляя о цифре 39, сообщающую нам количество полюсов в акустическом кабеле, приходишь к пониманию того, что для двух его жил установлено в сумме как минимум 78 деталей. Но, думается, их даже несколько больше, так что эта схема даже на первый взгляд совсем не проста. В комплект 39-го входят разъемы бананы и лопатки, которые накручиваются на окончания кабеля с резьбой. Программа тестирования сложилась следующим образом. БОльшая часть времени прошла с сочетанием межблочных и акустических кабелей 26/39. Кроме того, были переключения на более совершенную связку 36/70 из той же линейки SL Matrix и кабели схожего уровня другой марки. Звучание тракта, в котором работают кабели MIT, приобретает отчетливо выраженный эмоциональный характер, который способствует раскрытию музыкального содержания. Сказать о том, что сразу же возникает полное ощущение присутствия в концертном зале, было бы нескромно, но такая иллюзия приходит достаточно быстро. Импульсивные, быстрые, но при этом четко упорядоченные фразы красочно сплетаются в общем музыкальном пространстве, временами расходясь друг с другом, временами являя на рассмотрение пестрый оркестровый аккорд, наполненный контрастными оттенками. |
Наиболее ярко и информативно прорабатываются те места, где насыщенность состава участвующих инструментов и соответствующая ей плотность аккорда не слишком высоки. Вполне объяснимо, что звучание, наделенное эмоциями, приносит ощущение теплоты и вызывает заинтересованность, как и то, что музыка почти не оставляет места для сторонних размышлений. Это же обстоятельство едва ли позволит использовать сложившуюся аудиосистему в качестве фонового заполнения своего досуга. Сравнение со связкой межблочных и акустических кабелей, наделенных большим количеством полюсов артикуляции, добавило положительных впечатлений благодаря немного возросшему количеству инструментов и, как показалось, более точному, подробному и при этом более мягкому саунду. При составлении всех предшествовавших впечатлений со звучанием кабелей другой марки приходишь к пониманию того, что соприкасаешься с совершенно иным миром звуков. Общая картина стала как будто более пластичная, но не столь структурированная и в эмоциональном плане не столь яркая и даже где-то сдержанная отстраненная. Зато поднявшаяся слитность звучания обеспечивает вниманию слушателя основную сосредоточенность на общем замысле, главных линиях повествования и взаимодействии партий, что особенно актуально для крупных музыкальных форм и больших составов. Конструкция кабелей MIT более сложная, что может вызвать мысли о более выраженном их техническом совершенстве, но что касается сравнений на основе впечатлений от музыки, то обозначить какое-либо предпочтение очень непросто — сравниваемые кабели просто разные. |
По мере работы с этой системой появилось мнение, что кабели SL Matrix 26/39 — своего рода опора, на устойчивом основании которой можно почувствовать равнозначность и отменную разделенность индивидуальных голосов, что наиболее явно чувствуется в сольных отрывках или, к примеру, в новой краске, появившейся вдруг благодаря только что вступившей оркестровой группе. Точная проработка структуры тембра и бережное отображение тонких граней микродинамики дают исчерпывающее представление и об инструментах, и об их пространственном расположении, и о манере музицирования. Наполненные, рельефные, почти телесные звуки, возникая из небытия, тотчас занимают стабильное положение на просторной сцене. В целом же звуковая картина являет нам органичные сочетания аналитичности и комфортности, фундаментальности и вместе с тем — возвышенной чистоты. Сохраняя своеобразие фонограмм, аудиосистема порой придает им более свежий вид, это ощущение приходит благодаря точно выверенной отчетливости быстрых отрывистых звуков. |
Музыкальный материалCD 1 Shostakovich "Symphony No5 - Bernstein" (Sony Classical SMK 66937) CD 2 Gershwin "Rhapsody in Blue / West Side Story", Barber "Adagio for Strings" - Bernstein, L.A. Philharmonic Orchestra (DG 427 806-2) CD 3 Eiji Oue, Minessota Opchestra «Mephisto & Co» (Reference Recording RR-82 CD) CD 4 Clarence Brown."Gate Swings" (Verve 314 537 617-2) |
Контрольный трактBD-проигрыватель McIntosh MPV881BR Предусилитель McIntosh C48 Усилитель мощности McIntosh 275 Акустические системы Wilson Audio Duette Series 2 Кабели межблочные MIT SL Matrix 36 XLR, Shunyata Res ZTron Python Interconnect Кабели акустические MIT SL Matrix 70, Shunyata Res ZTron Python Speaker |
ВыводСоединительные кабели SL Matrix 26 XLR/39 оказывают благотворное влияние на общий результат аудиотракта. Интеллектуальное и чувственное, эти разнополярные составляющие содержательной стороны музыки, раскрываются за счет этих кабелей в равной и полной мере, способствуя тем самым погружению в увлекательный мир образов и навеянных им уже свой мир собственных ассоциаций и фантазий. Появление кабелей с дополнительными полюсами артикуляции можно расценивать как значительный шаг в развитии всей индустрии оборудования для записи и воспроизведения звука. |