Xs150
|
---|
Этот усилитель мощности представляет собой высшее выражение подхода Pass Laboratories к успешному взаимодействию бесстрастных научных достижений и чувственного, эмоционального восприятия. Он получил в наследство нашу запатентованную технологию Суперсимметрии (Supersymmetry), которая удостоилась множества одобрительных отзывов. Исключительные характеристики данного усилителя — это результат кропотливой работы, в которой не было незначительных деталей. Этот усилитель может «раскачать» любую нагрузку, работая с любым источником. Рискнем предположить, что он, как никакие другие из существующих, способен подарить слушателю ощущение наивысшего эмоционального удовлетворения. |
основные особенностиРаздельные корпуса усилителя и блока питания для снижения электромагнитных помех Источники питания со значительно увеличенной емкостью конденсаторов Набор параллельных выпрямителей с избыточным быстродействием и «мягким» восстановлением Улучшенные фильтры высокочастотных помех Более крупные и бесшумные трансформаторы Улучшенная схема пассивной развязки Меньшая потребляемая мощность в режиме ожидания Входной импеданс 200 кОм в сочетании с очень малой емкостью |
ВведениеКажется, что все происходило только вчера. Поэтому довольно удивительным кажется тот факт, что схеме SuperSymmetry от Pass Labs уже 18 лет, а срок действия патента истек в конце 2011 года. В течение нескольких последних лет мы осознали, что данный проект необходимо развивать дальше и поле деятельности по улучшению усилителей еще остается широким. SuperSymmetry, безусловно, служит хорошим началом в этом деле, однако к ней еще много можно добавить. Техническое совершенство уже само по себе является большим достоинством, однако именно звучание является тем определяющим фактором, который влияет на долговременный успех новой разработки уже после того, как ушло ощущение новизны. Рынок аудиопродукции изобилует аппаратами с великолепными результатами измерений, которым, тем не менее, не суждено войти в историю индустрии — в силу того, что им недостает субъективных, исключительно на уровне эмоционального восприятия, качеств, среди которых главное — умение делать слушателей счастливыми при каждом прослушивании, уже после того, как утихнут первоначальные восторги. Опираясь, в первую очередь, на данное наблюдение, мы и решили создать новое поколение усилителей, у которых все в порядке с объективно измеряемыми параметрами — но измеряемыми не абстрактно, а с точки зрения субъективного восприятия слушателей. Осциллографы и анализаторы искажений являются отличными измерительными инструментами, но клиенты из них никакие. Что же касается наших настоящих клиентов, то их гораздо больше интересуют те впечатления, которые они получают, усаживаясь слушать любимую музыку. Нам хочется, чтобы наши аппараты приглашали вас к прослушиванию. Нам хочется, чтобы вы получили от этого такое удовольствие, что переслушали бы заново всю свою коллекцию записей — снова и снова. Нам хочется, чтобы наши клиенты оставались с нами надолго. |
РОЛЬ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЗНАЧЕНИЙ ИСКАЖЕНИЙПростое знакомство с действительно выдающимися усилителями показывает, что количественные показатели искажений сами по себе не так уж и важны. Безусловно, существует определенный уровень гармонических искажений, когда они воспринимаются как навязчивые, - мы бы определили 10-процентное искажение как чересчур большое, в то время как искажение в 1% вполне допустимое. И наоборот, необходимо признать, что искажение перестает быть слышимым, если оно оказывается ниже некоего условного порога. Каков именно этот порог — 0,1, 0,01 или 0,001 процентов? В действительности нам это не известно, поскольку существует гораздо более широкий, чем можно представить на первый взгляд, диапазон конкретных особенностей воспроизведения, с которым соотносится одно-единственное значение. Таким образом, в то время как мы проводим соответствующие измерения на каждом этапе процесса разработки, решающим фактором все же должно оставаться именно прослушивание. Объективные измерения полезны, и они, безусловно, имеют важное значение, так как обеспечивают согласованность всех производственных этапов, но все процедуры подобного рода — лишь вспомогательные по отношению к главному действию. Этим действием как раз и является тот слушательский опыт, который наш клиент получает, общаясь с нашей продукцией. Отметим при этом, что любое прослушивание в высшей степени субъективно. Точно так же обстоит дело со всеми остальными объективными характеристиками усилителя — они полностью подчинены опыту потребителя. |
ПроцессМы начали работу с группой слушателей и позаботились о том, чтобы обеспечить максимальное единообразие их систем воспроизведения. Для этого мы задействовали в этих системах компоненты, отобранные за свою способность выявить различия между усилителями. Мы не проводили сравнений по схеме AB или ABX: участники эксперимента продолжали слушать прототипы в составе своих привычных систем до тех пор, пока это доставляло им удовольствие, а изменения касались лишь усилителей. Мы создали наборы модульных прототипов, которые позволяли вносить изменения в той или иной части схемы усилителя: самые тяжелые детали, радиаторы, трансформаторы и тому подобные оставались относительно неизменными, так что слушателю в одиночку несложно было внести необходимую корректировку. В то же время мы начали изучение характеристик и звучания некоторых других типов усилительных устройств (ламп и полевых SIT-транзисторов с управляющим p-n переходом со статической индукцией), а также альтернативные версии JFET и MOSFET-транзисторов, которые применяются в нашей продукции, выпускаемой в настоящее время. Этот процесс занял около трех лет. Первый год у нас ушел главным образом на то, чтобы разработать блок питания, определиться с конструкцией корпуса блока питания, а также радиаторами. Еще один год мы потратили на завершение работы над мощным выходным каскадом и входным каскадом. Наконец, в 2011 году — третьем по счету — мы занимались корректировкой схемы входного каскада, а также цепи смещения и режимами работы выходного каскада. |
Структура гармонических искажений
Большое внимание мы уделили структуре гармоник в кривой передаточной характеристики усилителя. Мы хорошо понимаем, что определенное количество различных гармоник в показателях уровня искажений вносит соответствующий вклад в воспринимаемое слушателем звучание. Существует расхожее убеждение, что лучше всего сконцентрироваться на влиянии на данные искажения гармоник второго и третьего порядка, а кроме того — весьма желательно сокращение или полная ликвидация гармоник высшего порядка. Но не совсем понятным при этом остаётся взаимосвязь этих оптимальных значений амплитуды и фазы гармоник второго и третьего порядка. Оказывается, что эти взаимосвязанные показатели имеют свое значение, и их субъективное восприятие также зависит от абсолютной амплитуды, топологии схемы, цепей смещения, конкретных типов устройств, обратной связи, которые могут быть задействованы, — и, конечно, от любых других факторов. Тем не менее, в случае с данной конструкцией соотношение всех этих составляющих было успешно откорректировано. Это позволило добиться результата, которому, на основании субъективных впечатлений, отдали предпочтение наши слушатели-участники эксперимента. Именно этот результат мы одобрили единодушно. |
Особое значение выходного каскадаВ усилителе важна каждая деталь. Однако, экспериментируя с опытными образцами ламп и транзисторов со статической индукцией, мы пришли к выводу, что характер выходного каскада мощности имеет решающее влияние на формирование звучания усилителя. Эта идея отнюдь не нова: выходной каскад ответственен за большую часть работы, он имеет, как правило, самые большие искажения и, кроме того, представляет собой средство взаимодействия с той сложной, непостоянной и чувствительной нагрузкой, которой является акустическая система. В конце концов мы обнаружили, что корректировка значений смещения двухтактных усилителей класса А, а также величины тока смещения в случае с однотактной конструкцией в выходном каскаде позволила нам значительно продвинуться в этом вопросе. Компания Pass Labs начинала с однотактных усилителей класса А в 1991 году, и в ее нынешней продукции до сих пор используются некоторые из технологий того времени. Однако наша новая разработка отличается увеличенным значением тока однотактного смещения — на порядок больше по сравнению с усилителями серии XA. Подобный результат достигнут благодаря применению новейших, улучшенных источников постоянного тока со строго стабилизированными значениями и очень высокими показателями динамического сопротивления. Самое важное заключается вот в чем: мы можем, отрегулировав данный выходной каскад, придать ему определенный субъективный характер. Очень помогает здесь то, что суммарная мощность транзисторов выходного каскада — значительно выше 10 кВт, а массивные блоки радиаторов выдерживают 2 кВт в течение всего дня. Очаровательным миниатюрным радиаторам здесь не место. |
Входной каскадСначала мы разработали новый входной каскад, который может быть отрегулирован для создания произвольных соотношений гармоник низшего порядка, и данное решение доказало свою эффективность. Между тем, закончив работу над выходным каскадом, мы обнаружили, что большая производительность достигается в том случае, если входной каскад просто дополняет выходной (большей частью нейтральным образом). Конструкция нового входного каскада не сложнее, чем у предыдущей разработки. В нем по-прежнему использованы каскодные согласованные JFET-транзисторы Toshiba (NOS - из нашего большого запаса) для входных устройств, которые управляют комплементарными MOSFET-транзисторами. Вместе с тем, мы увеличили теплоотвод, так что данный каскад может получать в 2,5 раза больше тока и комплектоваться более высококачественными MOSFET-транзисторами Toshiba (тоже из наших запасов). Это значительно повышает линейность и пропускную способность входного каскада, а также, при условии правильной настройки каждой составляющей всех каскадов и при корректировке качества рабочих характеристик в соответствии с нагрузкой, дает нам входной каскад усилителя, который изначально имеет экстремально низкий уровень искажений, диапазон частот до 100 кГц и весьма низкое выходное сопротивление — и все это без петли обратной связи. Кроме того, новый входной каскад имеет входное сопротивление 200 кОм (симметричный вход) с очень малой емкостью. Любой источник сможет его «раскачать». Обратная связь не является необходимой для этого входного каскада, но мы оставили его с коэффициентом усиления для разомкнутой цепи обратной связи, достаточным для того, чтобы обеспечить определенное значение обратной связи вокруг выходного каскада. Подобное решение всецело поставлено на службу звучанию в выходном каскаде: уже получены достойные показатели. |
СПЕЦИФИКАЦИЯ |
---|
Класс: A Тип: Моно Усиление: 26 дБ Нижняя граничная частота: 1.5 Гц Верхняя граничная частота: 100 кГц Выходная мощность (8 Ом): 150 Вт/канал Выходная мощность (4 Ом): 300 Вт/канал |
Искажения (1кГц, полная мощность): 1% Входное сопротивление (RCA/XLR): 50/100 кОм Коэффициент демпфирования: 200 Выходной шум: 100 мкВ Потребляемая мощность: 700 Вт Температура: 53° Количество блоков: 2 |
Размеры одного блока: Ширина: 483 мм Глубина: 546 мм |
Высота: 280 мм Вес: 46 кг + 60 кг |