Wilson Audio Sasha 2

История продолжается
7 / 2016

Wilson Audio Sasha 2

 

WATT/Puppy – вне всякого сомнения, самая известная акустическая система Дэвида Уилсона. Более того, она, возможно вообще самая известная колонка в диапазоне 10$k+, все-таки 15 000 экземпляров за 30 лет производства – это очень серьезный показатель. Удивительно, что она при всем при этом не самая большая, не самая дорогая и даже не самая первая АС Wilson Audio, а именно что золотая середина, этакий родоначальник относительно компактных и бескомпромиссно качественных систем. Принято считать, что все хорошее когда-нибудь заканчивается, но не в этот раз.

 

Wilson Audio Sasha 2

Что представляли собой WATT/Puppy четвертьвековой давности? Пирамидальный СЧ/ ВЧ-блок из метакрилата с вуфером SEAS и твитером Focal, покоящийся на вертикальной тумбе из MDF с парой «восьмерок» Dynaudio. Суммарная высота - чуть менее метра, масса - чуть более 60 кг. По мере появления новых версий менялись динамики и материалы корпуса, но оставался неизменным базовый конструктив - двухкорпусная конструкция из монитора и вуфера с относительно небольшой площадью опоры. 15 мая 2009 года можно считать днем рождения полноценной правопреемницы W/P, АС под названием Sasha. Отчего Дэвид решил сменить имя? Вероятно, по причине существенных конструктивных отличий, в первую очередь - превращения связки 2-полосного монитора и вуфера в классическую 3-полосную систему. Верхний блок лишился разделительного фильтра и стал, по сути, корпусом для пары динамиков, которые независимо подключаются к нижнему блоку. Другие изменения носили более традиционный характер: новый композит для фронтальной панели СЧ/ ВЧ-блока (S вместо М), новые магнитные системы вуферов (вдвое тяжелее таковых у W/ Р8), «серединка» от второй «Александрии» и твитер от третьего «Макса». И кстати, исчезла ручка для переноски сзади на мониторе, ибо это уже был не монитор и носить его стало незачем. Вогнутый титановый твитер на базе модели Focal используется в колонках WA с 1994 года, когда появился X-1/Grand SLAMM (First experimental Super Linear Adjustable Modular Monitor). 15 декабря 2011 года выпускается пресс-релиз по новому флагману компании, Alexandria XLF, в котором, в числе прочих инноваций, фигурирует твитер с тканым куполом. Проходит пара лет, и он уже используется во второй версии «Саш», для чего потребовалось добавить вторую плоскость на фронтальной панели верхнего блока.




Перед тем, как переходить к тестированию, хотел бы особо отметить один из элементов тракта - это кабели для подключения AC, MIT Articulation Console. Хотя, с учетом как минимум габаритов (кабель для каждого канала перевозится в пластиковом флайт-кейсе Pelican объемом под сотню литров), стоимости (примерно вдвое дороже АС) и эксклюзивности (выпущено всего 30 комплектов к 30-летию компании), сказать, что это всего лишь проводники в изоляции, - как-то опрометчиво. Сам производитель называет этот набор консолью для контроля артикуляции. В распоряжении пользователя оказываются регуляторы для НЧ/СЧ/ВЧ и проприетарная функция 2C3D.

 

Прослушивание

Что лично меня всегда подкупало в акустических системах Wilson Audio, так это их непоказная демократичность. Они уместны в любом интерьере, от просторных холлов южных палаццо до аскетичного минимализма скандинавских лофтов. И в то же время рядом с ними ощущаешь себя абсолютно комфортно и при галстуке, и в казуальном прикиде, раг-donnez moi, - в партикулярном платье. Вторая версия обладает несколько более сложной стереометрией корпуса, хотя не могу отделаться от ощущения, что в черном рояльном лаке она вызывает у меня устойчивую ассоциацию с Дартом Вейдером. Развязанная с основным корпусом СЧ/ВЧ-секция - ни дать ни взять черный шлем. Впрочем, надо отдать должное, за последние годы компания сильно продвинулась от чистого конструктивизма к формам, не лишенным некоторого изящества. На мой взгляд, современный облик по-прежнему на 90% является отражением технических задач, решаемых при конструировании продукции WA, но вот оставшиеся 10% - они и придают вторым «Сашам» то неброское очарование полигональных форм, до сих пор заставляющее отдельных ценителей провожать взглядом проезжающий «гелендваген» на фоне многочисленных авто, формой схожих с обмылком. Я не могу утверждать, что нынешняя версия на голову выше своей предшественницы, не потому, что я в этом не уверен, а исключительно потому, что для этого их следовало бы поставить рядом и устроить сравнительный тест. Моё музыкальное восприятие не позволяет мне устраивать аппроксимацию по памяти с зазором в несколько лет, вот уж увольте. Подобные затеи попахивают плутовством. Зато я совершенно уверен, что для очередной реинкарнации имелись веские основания.

Wilson Audio Sasha 2

Весь опыт общения с творениями Дэвида Уилсона советует мне безоговорочно доверять мастеру. Так что, по правде говоря, я готовился не к тесту, а скорее к знакомству - и это знакомство решил начать с записей Мормонского Табернакального Хора. Такой маленький, но, как мне кажется, вполне достойный оммаж в сторону автора Wilson Audio и места, где последние собираются.

 

Wilson Audio Sasha 2

«Requiem: I Will Lift Up Mine Eyes», или иначе - 121-й псалом из Библии в исполнении хора под руководством Мака Уилберга вряд ли способен оставить кого-нибудь равнодушным. Wilson Audio создают невероятно правдоподобное ощущение присутствия, голоса хористов сливаются, придавая звучанию хора мощь и торжественность, и тем не менее - среднечастотный диапазон настолько прозрачен, что можно услышать, как солист набирает полную грудь воздуха, чтобы подарить нам партию неизъяснимой красоты. Высокие частоты при этом воздушно-невесомы, и я бы сказал - удивительно красивы. WA демонстрируют фантастически объёмную картинку, воссоздавая как сценическое пространство, так и расположение хористов и инструментов. Их образы объёмны, телесны и обладают правильными пропорциями. В целом такое положение дел наблюдается в достаточно широкой плоскости, и слушатель будет избавлен от необходимости находиться в какой-то одной точке прослушивания, обеспечивающей ему наиболее правдоподобную картинку. Я не рискну оперировать цифрами относительно ширины диаграммы направленности этих акустических систем, но она вполне достаточная для колонок этого класса.


Причем данный эффект сохранялся вне зависимости от того, прослушивал ли я камерные произведения, или записи концертов рок-музыкантов. Джаз, блюз, фанк - WA не просто «справляются с материалом», они это делают так, что возникает стойкая уверенность: это лучшее из возможного, это вершина!

 

Могу допустить, что отчасти подобная картина - следствие подключения АС к усилителю через устройство под названием MIT Articulation Console. Всё же за спиной Брюса Бриссона скоро вот уже полвека опыта конструирования далеко не рядовых проводников. Причем последнюю четверть века я пристально следил за продукцией этого производителя и даже в далеком 1998 году имел опыт инсталляции одного из верхних на тот момент «акустических» кабелей в столице одной из бывших республик бывшего СССР. Ощущения непередаваемые. Как от результата инсталляции, так и от общения с заказчиком. Так что лично для меня Бриссон - авторитет и корифей. Кроме того, давно известно, что любой проводник -это фильтр с определенными параметрами, и когда аудиофилу наскучивает определенный тип звучания, то он начинает искать новый, путем замены прежнего фильтра на новый. Мне доводилось общаться с людьми, имеющими несколько достаточно дорогих кабельных комплектов и меняющих их в зависимости от особенностей записи и собственного настроения. Так, может, Бриссон предвосхитил появление новой эры в High End, с возможностью изменять характер звучания простым поворотом тумблера, вместо того, чтобы ползать на коленках с мотками проводов?

Wilson Audio Sasha 2

Ведь иногда так хочется что-то поменять, а в High End традиционно, кроме ручки громкости, крутить больше нечего. Что же касается цены, то она, как всегда, есть вопрос непротивления двух сторон. Рынок наводнён дешевыми параметриками, но они отторгаемы владельцами дорогих систем на подсознательном уровне. Значит, если не подходят дешевые эквалайзеры, могут подойти дорогие артикуляторы. Впрочем, эта тема явно заслуживает отдельного разговора.

 

Вывод

Вторые «Саши» показались мне интересны по целому ряду причин. Во-первых, они, как и большинство продукции Wilson Audio, абсолютно «всеядны», так что почитатели разносторонних музыкальных стилей имеют шанс закрыть вопрос за один раз. Во-вторых, они способны потрясающе красиво подать достаточно среднюю запись, не за счет плутовства с тембрами, а исключительно благодаря легкому смещению акцентов. Так что все остаётся вроде бы на своих местах, не подкопаешься, но ухо уже не режет. В-третьих, мне как не лирику, но физику по образованию внушает глубокое уважение техническая сторона конструкции и отсутствие всякого налета эзотерики в истории компании и описании систем. Я мог бы привести ещё несколько доводов, но, думается, вышеперечисленного хватит с лихвой, хотя бы для того, чтобы загореться желанием услышать эти системы, которые лично мне показались настолько близкими к идеалу, насколько это возможно.

 

Контрольная система
 
Фильтр - Shunyata Research Hydra Triton v.2 + Typhon
Сетевые кабели - Shunyata Research ZTron Z-PC10 Alpha Analog
Акустические кабели - MIT Articulation Console
Цифровые кабели - MIT Oracle MA-X Digital XLR, MIT Oracle MA-X Digital RCA
Транспорт - Меitnеr MA2
Усилители - Devialet D’Atelier
MIT Articulation Console 268 

Wilson Audio Alexia

Скрытая сила
3 / 2013

 

Wilson Audio Alexia

 

Компания Wilson Audio занимает особое место среди самых авторитетных производителей акустики. На основании большого опыта работы с разными колонками этой компании я могу утверждать, что весьма непросто, если вообще возможно, отыскать им достойных конкурентов в соответствующих ценовых сегментах. Wilson Audio Alexia, новинка нынешнего сезона, убедительно подтверждает верность этого наблюдения.

 

медленно, но верно

Знаменитая американская компания не часто представляет свежие модели, и всякий раз в подобных случаях можно говорить о большом событии в мире High End-аудио, о чем-то действительно значительном и актуальном. Редкость обновления обусловлена предельно скрупулезной и в высшей степени ответственной работой специалистов Wilson Audio. Вполне естественно, что требуется немалое время на конструирование, экспериментирование, создание и критическую оценку прототипов, совершенствование конструкции и звучания. В результате вниманию мировой аудиообщественности предлагается доведенный до совершенства серийный образец, который заслуживает самых высоких оценок как адептов, так и скептиков и почти сразу приобретает статус аудиошедевра. Итог вполне закономерен: от модели к модели число приверженцев акустических систем этой марки неуклонно возрастает.

Над Alexia инженеры трудились более года. Они, по-видимому, руководствовались следующими идеями. В ответ на предполагаемые ожидания меломанов (может быть, для них тщательно готовился сюрприз?) компания приступила к проектированию уменьшенного прототипа лучшего и самого бескомпромиссного своего достижения — Alexandria XLF. Одним из стимулов к началу работы было существование некоего разрыва между Sasha W/P (вторыми по счету напольниками в линейке и преемниками Watt/Puppi) и величественными МаххЗ, которые с большим отрывом опережают по всем показателям Sasha W/P и располагаются буквально в двух шагах от вершины. Иными словами, задуманное можно было реализовать без риска внести путаницу в структуру каталога и породить нежелательное семейное соперничество между напольными колонками. Однако, как выяснилось, замысел конструкторов далеко не ограничивался наведением лоска в модельном ряду. Компания ставила перед собой куда более дерзкие и амбициозные задачи. В качестве формального отправного пункта были приняты габариты и форм-фактор относительно небольших Sasha W/P, а в звуковом отношении ориентиром служил величественный флагман. Как и у лидера линейки, достичь чисто технических целей — фазовой точности, когерентности и высокого разрешения — предполагалось посредством регулировки положения и наклона излучателей, причем в довольно значительных пределах. Это оказалось одной из наиболее трудоемких проблем, здесь требовалось применить неизбежно сложную систему фазового согласования. Предстояло также улучшить динамические характеристики и расширить диапазон частот по сравнению с соответствующими параметрами компактных колонок Wilson Audio. Как видим, масштаб задач, стоявших перед американскими инженерами, был весьма велик.

 

Конструкция

При описании конструкции Alexia вполне естественно прибегать к сопоставлениям, ведь она наделена многими важными особенностями прототипов. В верхнем модуле Sasha совмещались СЧ-и ВЧ-головки, в Alexia, напротив, головки разделены и допускается тонкая настройка времени прихода сигнала. В общем СЧ/ВЧ-блоке использована комбинация из неподвижного шипа и трех дополнительных шипов различной высоты, которые, в свою очередь, опираются на десятипозиционный ступенчатый блок регулировки, заимствованный у МаххЗ. Оба модуля можно также сместить на восемь шагов в продольном направлении. Регулировка ВЧ-блока относительно СЧ-блока и всей акустической системы осуществляется отдельно. Над ВЧ-модулем установлен поперечный алюминиевый элемент, обеспечивающий его точную ориентацию в диапазоне десяти шагов с последующей жесткой фиксацией. Модули ВЧ и СЧ регулируются независимо друг от друга, при этом оба смещаются вперед и назад. Кроме того, фирменная технология асферической групповой задержки позволяет ориентировать их оптимальным образом в зависимости от положения слушателя и с учетом акустических особенностей помещения. ВЧ-звено устроено на основе динамика, который примечателен образцовыми характеристиками рассеивания при отклонении от акустической оси как в амплитудно-частотном, так и в фазовом отношении. Технология конвергентной синергии дает высокую мощность и низкий уровень искажений. Здесь используется шелковый и, судя по всему, очень легкий купол. Малая масса подвижной системы позволила поднять верхнюю граничную частоту выше 33 кГц. Конструкция твитера разработана с учетом его функционирования совместно с одним СЧ-динамиком и следования в русле, проложенном флагманом Alexandria XLF, — у прототипа новых АС, как известно, конфигурация с двумя динамиками. В целом это обеспечивает замечательные результаты, как музыкальные, так и технические. Наиболее важной отличительной особенностью этого динамика является то, что он без шва соединяется со среднечастотником (в первую очередь благодаря низкой граничной частоте) и работает в абсолютном единстве с ним.

В Alexia использован такой же СЧ-динамик, как и в Alexandria XLF, — с мембраной из композитного материала на основе целлюлозного волокна и углерода. Перегородки внутри корпуса этого излучателя сделаны из фирменного композитного S-материала, разработанного специально для Sasha W/P. В сочетании с Х-материалом, применяемым для того, чтобы уравновесить СЧ-модуль, он помогает добиться объективно низкого уровня шумов и нейтральности звучания. СЧ-блок с фазоинверторным акустическим оформлением имеет небольшой порт, выходящий на тыльную сторону. Величину отдачи ВЧ- и СЧ-звена можно регулировать путем подбора резисторов с нужным сопротивлением, которые располагаются за металлической крышкой позади басового блока. Необычные резисторы, чьи корпуса делают их похожими на полупроводники, несут также функцию предохранителей в сигнальных цепях динамиков.При проектировании басового звена надо было одновременно решить две противоречивые задачи — соединить скорость, мелодичность и живость баса Sasha W/P с фундаментальными глубиной и весомостью. Потребовалось разработать новые излучатели, и в результате появились два драйвера диаметром 8 и 10 дюймов. Они имеют целлюлозные диффузоры и функционируют в общем объеме на один фазоинверторный порт. Нетрудно предположить, что расчет подобной резонансной системы весьма сложен. Двухвуферную конструкцию Wilson Audio начала применять в легендарных Х-1 Grand SLAMM и с тех пор в течение многих лет реализует ее во всех своих крупных колонках. Что же касается компактных АС, то в этом смысле Alexia — пионер. Они первые, где на вооружение был взят упомянутый принцип, с успехом использующийся для улучшения переходных характеристик, скорости, динамики и энергетики баса. Вырос объем басового блока, а для того, чтобы обеспечить необходимую толщину стенок и оптимальное размещение необходимых элементов жесткости внутри корпуса, был применен передовой метод лазерной интерферометрии. Более толстые стенки корпуса изготовлены из фирменного композитного Х-материала, впервые опробованного в упомянутых Х-1 Grand SLAMM. Вместе с увеличением объема НЧ-блока колонка стала выше — на целых 10 дюймов по сравнению с Sasha W/P.Самой конструкцией предусмотрена настройка АС в сотнях различных комбинаций. Положение верхнего модуля зависит от специфических геометрических и акустических свойств конкретной комнаты, а также от того, где находится слушатель. Измеренные значения временной точности и фазовой согласованности тестируемой пары превосходят показатели всех предыдущих творений Wilson Audio, за исключением, пожалуй, флагмана. Alexia позаимствовали значительную часть его технологий и особенности звукового почерка. Вместе с тем по сравнению с Alexandria новая модель представляется более амбициозной и сложной, ведь полностью модульная архитектура заставила искусно и мастерски сбалансировать противоречия, одно из которых связано с компактностью и элегантным внешним видом.

 

Прослушивание

Alexia как-то потерялись в интерьере большого помещения, в котором происходило прослушивание — однако только зрительно: первое же включение развеяло мысли том, что в звучании может чего-либо недоставать.Композиции джазового трио запомнились неподдельным реализмом происходящего. Неожиданно глубоко и проникновенно зазвучал контрабас; благодаря мощи, точности и осязаемости контрабасовой линии создавалось ощущение, что где-то рядом неподалеку джазмен самозабвенно выводит прихотливую импровизационную вязь на настоящем инструменте. Ни неспешные, экспрессивно вибрирующие интонации, ни быстрые пробежки сольных отрывков не заставали Alexia врасплох. Мне явственно представлялись свободно вибрирующие струны, большой скульптурный корпус контрабаса. Отмечу также естественность призвуков в виде дребезга струн и щипков пальцев, что уместно отнести к аналитичности, проявляющейся ровно в той мере, какая наиболее близка к достоверности. Партия рояля производила впечатление некоего светлого потока, наделенного очертаниями, и этот поток, колеблясь, воспарял над сценой. Легко читалось содержание сложных аккордов, стремительные пассажи и внезапные синкопы осознавались как хорошо продуманная последовательность, отвечающая музыкально-художественной логике. Легко и рассыпчато щетки ударных касались тарелок, точно и остро — пластиковой мембраны барабана. Наиболее ценными были ощущения чистоты и беспредельного многообразия. Хорошо знакомая рок-музыка, возможно, так и осталась бы проходным номером, привлекаемым для подтверждения соответствия колонок своему статусу, если бы не мгновенное осознание того, что все в ней звучит как-то по-новому, с неизвестными выразительными чертами и затейливыми подробностями, которые раньше не привлекали внимания или попросту отсутствовали.

Сильное впечатление оставило чувство ритма — исключительно важный компонент звучания, во многом определяющий его жизненность. Все эти ощущения возникали как бы без участия аудиотехники. Эффект исчезнувшей аппаратуры можно было обозначить сразу, так как он присутствовал с самого начала до конца прослушивания. На слух местоположение АС никак не обнаруживалось, и между мной и музыкой, казалось, не было ни малейших препон. Alexia покоряют не только безграничной динамикой нижнего частотного регистра, но и — пожалуй, в первую очередь — его глубиной и потрясающе высоким разрешением. Немало удовольствия принесла и симфоническая музыка (что предвкушалось с учетом предварительных впечатлений). Полноценно воспроизводились отрывистые, стремительные звуки струнных в разных регистрах, включая пиццикато контрабасов. Легко для восприятия и полновесно подавались значительные и порой тяжеловесные динамические перепады. Благодаря своему содержанию и развитию музыка всегда вызывала интерес. Отсутствовала недосказанность в отображении пестрой и разнообразной оркестровой палитры, в которой рельефно выделялись насыщенные тембры струнных, острые партии медных и возвышенно-прозрачные линии деревянных духовых. Звучание отличалось замечательно изысканной полифоничностью. Впечатляюще обширное пространство, которое способны обрисовать такие выдающиеся АС, не было помехой для точной и рельефной передачи положения инструментов в объеме музыкальной сцены. Высокое пространственное разрешение помогало постичь глубинный смысл музыкальных творений, особенности их трактовки, значительно усиливало ощущение музыкальности звучания. Усиливало, как оказалось, там, где музыкальность присутствует. Слушая разные фонограммы, приходишь к пониманию, что толково скомпонованный аудиотракт, венчаемый этими неординарными колонками, выявляет не только достоинства, но и недостатки не самых удачных записей и интерпретаций.

музыкальный материал

CD 1   Jacques Loussier Trio "Bach's Goldberg Variations" (Telarc CD 83479)
CD 2   Dire Straits "Brothers In Arms" (JVC XRCD 5483572)
CD 3   Santana "Supernatural" (Arista 07822190802)
CD 4   Bruckner "Symphony N.7" RSO Frankfurt, Eliahu Inbal (Teldec WPCS 21015)
CD 5   Prokofiev "Cinderella" The Cleveland Orchestra, V. Ashkenazy (Decca 4553492)
CD 6   Matt Bianco "Whose Side Are You On?" (Warner 2292404722)

контрольный тракт

CD проигрыватель Meitner MA2
Предварительные усилители Spectral DMC 30SS, Pass Labs XP30
Моноусилители мощности Spectral 360, Pass Labs XS150
Кабели межблочные Spectral Interconnect RCA, Shunyata Research ZTron Anaconda XLR
Кабели акустические Spectral Condspeaker
Кабели сетевые Shunyata Research ZTron Anaconda Power

 

Вывод


Акустические системы Wilson Audio Alexia вызывают устойчивое чувство растворения в ожившем музыкальном мире, преподносят музыку на редкость правдиво и с реальной размерностью. Они помогают понять разницу между по-настоящему естественным и просто эффектным звучанием и именно благодаря этому пробуждают глубокую вовлеченность и завораживают. Играют колонки мощно, основательно и вместе с тем быстро, пронзительно-чувственно и экспрессивно, умиротворяюще и даже бесстрастно.